Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе – VIII вида

осуществляется педагогом-психологом высшей квалификационной категории Воецкой Ларисой Михайловной  и  ставит своей целью:

осуществление своевременной диагностики и выявление психо-физиологических отклонений, требующих коррекции;

  • проведение коррекционных мероприятий;
  • помощь педагогическому коллективу в организации работы с «трудными» детьми;  
  • психологическое консультирование   педагогов.

       Работа по оказанию психологической помощи всем участникам образовательного процесса осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностическая работа;
  • коррекционно – развивающая работа;
  • консультативная работа;
  • профилактическая ( просветительская работа ).

Диагностическая работа включает в себя:

  • Диагностика предпосылок готовности 1 класса к обучению в школе.
  • Диагностика готовности школьников к переходу в среднее звено.
  • Диагностика психологического развития учащихся.
  • Изучение межличностных отношений учащихся , педагогов (по желанию)
  • Отслеживание динамики адаптации к обучению у учащихся.
  • Составление психолого-педагогических характеристик(1- 11 классов).
  • Исследование уровня адаптации учащихся 1 класса.
  • Диагностика уровня самоопределения старшеклассников.
  • Экспертные опросы   педагогов.
  • Диагностику профессиональной направленности старшеклассников.

      По результатам диагностической работы в школе проводится коррекционно-развивающая работа:

  • Работа с ростом нестабильной эмоциональной сферы, с интенсивным переживанием новых глубоких чувств ( вновь прибывшие дети, первоклассники).
  • Работа с учащимися  по расширению сферы межличностных отношений и социальных контактов.
  • Работа с необходимостью профессионального самоопределения старшеклассников.
  • Работа (по запросу педагогов) по развитию психологических процессов: мышления, внимания, памяти.
  • Коррекция поведения детей с девиантным поведением.
  • Оказание помощи педагогам в налаживании контактов с учащимися школы.

      Консультативная работа проводится по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся; психолог ориентирует   учителей в возрастных и индивидуальных особенностях психологического развития ребенка, проводит индивидуальные консультации (по запросу).

 

 

 

Адаптация первоклассников к обучению в школе

            Первый год обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка. С поступлением его в школу меняется многое:

 - место ребенка в системе общественных отношений;

 - вместо игр начинаются ежедневные учебные занятия, требующие напряженной работы;

 - весь уклад жизни ребенка (режим дня, единые школьные правила и требования и т.д.);

 - нарастает статическая нагрузка (двигательная активность становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу), хотя потребность в движении остается высокой;

 - возрастает психоэмоциональная нагрузка первоклассника.

             Адаптация к обучению в школе – многоплановый процесс, проявляющийся в приспособлении ребенка к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. От благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к учению и окружающим людям.

 Основными составляющими данного процесса являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.

             Физиологическая адаптация проходит несколько этапов:

 А) «Физиологическая буря» - первые 2-3 недели обучения, когда ребенок тратит значительную часть ресурсов своего организма.

 Б) Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия.

 В) Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением.

             Социально-психологическая адаптация – принятие коллектива одноклассников, учителей и их требований.

             Оценка уровня школьной адаптации основана на следующих показателях:

 1. Показатель интеллектуального развития.

 2. Показатель эмоционального развития.

 3. Показатель сформированности коммуникативных навыков.

 4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.

             Исходя из особенностей развития у ребенка каждого из показателей, выделяют три уровня адаптации:

 1.      Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, внимательно слушает указания и выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение.

 2.      Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, воспринимает учебный материал, если учитель интересно и наглядно его излагает, усваивает основное из учебной программы, сосредоточен при выполнении интересного для него задания, выполняет поручения учителя при его контроле, дружит со многими одноклассниками.

 3.      Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, часто подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, материал усваивает фрагментарно, к урокам не проявляет интереса, подготовка нерегулярная, общественные поручения выполняет без желания и под контролем учителя, близких друзей не имеет.

 Фактически низкий уровень адаптации является показателем школьной дезадаптации, к которой может привести длительное психологическое напряжение, связанное с новизной учебной ситуации. Дезадаптация характеризуется следующими симптомами: раздражительность, недисциплинированность, невнимательность, быстрое утомление, безответственность, отставание в учебе, нежелание ходить в школу. При этом одни дети становятся шумными, крикливыми, капризными, другие – замкнутыми, скованными, незаметными, при замечании начинают плакать. Другими словами, нарушения адаптации могут выражаться в виде активного протеста (враждебность) и пассивного протеста (избегание), а также повышенной тревожности и неуверенности, что часто приводит к нарушению сна, аппетита, обострению хронических заболеваний.

 Однако именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к учению. Поэтому родителям необходимо проявить максимум бдительности и усилий для того, чтобы помочь своему первокласснику наиболее благополучно адаптироваться к школьному обучению.

 

Уважаемые родители!

 

Помните, что Вашему ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть к новым условиям, к новому образу жизни, к школьным правилам и требованиям. Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самым сложным адаптационным периодом в жизни любого первоклассника. Однако присмотритесь к своему ребенку: возможно, ему понадобится полугодие или даже целый учебный год. Все дети разные! Помогите ему пройти этот процесс наиболее безболезненно!

 1.      Познакомьтесь с учителями, с классом, с учебной ситуацией и школьными правилами, будьте ближе к школе вместе с Вашим первоклассником.

 2.      Разговаривайте с ребенком о школе, школьных законах и понятиях.

 3.      Постройте вместе режим дня первоклассника, поясняя и разъясняя ребенку его последовательность.

 4.      Замечайте все, даже малейшие, достижения Вашего ребенка, отмечайте их, тем самым, стимулируя его уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

 5.      Оценивайте не ребенка, а его поступки и действия.

 6.      Не требуйте слишком много, особенно в первые месяцы обучения.

 7.      Поддерживайте самостоятельность ребенка при выполнении домашних заданий. Это не означает, что помогать ему вообще не нужно, однако сразу обозначьте для себя границы Вашей помощи и постепенно уменьшайте их.

 8.      Будьте внимательны к переменам настроения ребенка, старайтесь понять, с чем они связаны.

 9.      Беседуя о неудачах, замечайте, что они временны, поддерживайте активность ребенка в преодолении различных трудностей.

 Необходимо заметить, что дети, имеющие проблемы со здоровьем, быстрее

 утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка для них является слишком тяжелой. Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Помимо вышеперечисленных рекомендаций, им  необходимо в большей степени снизить психологическую нагрузку следующими действиями:

 10.  Обеспечьте пребывание ребенка во второй половине дня в домашних условиях, а не в группе продленного дня, с включением в его режим дневного сна (или просто пассивного отдыха).

 11.  Находите время для ежедневных прогулок ребенка на свежем воздухе, а также побеспокойтесь о продолжительном ночном сне (не менее 10 - 11 часов).

 12.  Не скупитесь на положительные чувства по отношению к таким детям. Они наиболее чувствительны к любви, уважению, вниманию и поддержке взрослых, несмотря на школьные трудности.

 При адекватной и последовательной помощи своему ребенку уже в первые

 

месяцы его пребывания в школе Вы сможете наблюдать следующие признаки успешной адаптации:

Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он с удовольствием ее посещает.

Ребенок на хорошем или высоком уровне справляется с программой.

Самостоятельное выполнение учебных заданий. Научиться учиться – важнейшая задача первого года обучения!

Удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. Занять определенную нишу в школьном коллективе – не менее важная задача первого года обучения!

 Если Вы увидели эти признаки у своего ребенка, знайте: Вы вместе со своим первоклассником благополучно преодолели сложный адаптационный период к школьному обучению! 


 

План работы

на 2012-2013 учебный год

педагога-психолога

№№

Направление работы

Вид

деятельности

Содержание работы, контингент

Срок

Вид отчета

Примечание

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение психологического сопровождения учебного процесса.

 

 

 

Диагностика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультирование

1.1.Изучение сформированности учебной деятельности

F-70 (1-4кл)

F-71 (1-4кл)

 

1.2.Изучение индивидуальных аспектов учащихся в обучении: F-70 (1-4кл) F-71 (1-4кл)

-          когнитивных процессов

-          мотивационной сферы

F-70 (5-11кл)

- профориентационная

 

1.3.Индивидуальное консультирование учителей, родителей по результатам психодиагностики. Выработка рекомендаций.

 

1.4.Проведение индивидуальных и групповых занятий по развитию социальных качеств личности учащихся  (1 кл.).

1.5 Проведение консультаций по профориентации

1.6 Консультирование по экзаменам

Октябрь

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

Ноябрь

 

Аналит.

заключение

 

 

 

Аналит.

справка

 

 

 

 

 

 

 

 

Контекст

Выступление

 

 

программа

 

 

 

 

Просвещение

1.5.Проведение цикла психологических занятий для учителей в рамках направления деятельности МО.

Дефектологов

Трудовое обучение

Нач.школы

Классные руководители

 

 

 

 

2

Психологическое сопровождение процесса адаптации

Диагностика

(групповая)

 

 

 

Консультирование

 

 

Психокоррекция

 

 

 

Просвещение

2.1.Реализация психологического диагностического минимума

-          в параллели 5-х классов

-          в параллели 1-х классов

 

2.2.Индивидуальное консультирование педагогов, родителей по вопросам адаптации.

 

2.3Ведение индивидуальных и групповых занятий по психомоторике с учащимися .

 

 

2.4.Подведение итогов периода адаптации учащихся 1,5 классов.

 

2.5.Выступление на родительском собрание по вопросам адаптации учащихся.

Сентябрь

Октябрь

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

В течениие года

 

 

ноябрь

 

 

ноябрь

Аналит.

справка

 

 

 

 

запись в журнале

 

 

 

Конспекты занятия

 

Конспект

 

 

Конспект выступления

 

 

3

Психологическое обеспечение коррекционного образования.

Диагностика

 

 

 

 

 

 

Консультирование

 

 

Психокоррекция

3.1.Проведение диагностики учащихся (эмоциональная сфера).

 

3.2 Итоговая диагностика.

 

 

 

3.3.Индивидуальное и групповое консультирование родителей, педагогов.

 

3.4.Ведение коррекционно-развивающих занятий.

Сентябрь

 

 

Апрель

 

 

 

В течение года

 

 

В течение года

Аналит.

справка

 

Сравнительный анализ

 

Журнал

консультаций

 

Конспекты занятий

 

 

 

4

Формирование социальной компетенции.

Диагностика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционно развивающая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диспетчерская функция

 

 

 

 

Консультирование

 

 

 

Просвещение

4.1.Проведение индивидуальной диагностики с учащимися, оказавшимися в трудной социальной ситуации

 

4.2 Проведение индивидуальной

диагностики с учащимися  состоящими на учете ОДН и внутришкольном учете.

4.3 Проведение индивидуальной диагностики с учащимися  «группы риска»

 

4.4Проведение психологических занятий с элементами тренинга.

5 кл. – учимся общаться

6 кл. – развитие навыков

эмоционально- волевой стороны (чувство, воля)

7 кл. – развитие толерантности подростков.

8,9,10,11 кл. – профилактика ассоциативного поведения.

 

 

4.5 Проведение классных часов по формированию антикризисного поведения и социальной компетентности

 

4.6.Организация бесед со специалистами по формированию здорового образа жизни (8-9-10-11 кл.).

 

4.7.Направление учащихся имеющих проблемы по данному вопросу к специалистам (псих. мед. центра).

 

4.8.Консультации педагогов, родителей, учащихся по данному вопросу.

1 раз в четверть (по мере необходимости)

 

Октябрь

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март-апрель

Февраль

 

 

 

 

По заявкам Кл.рук

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

Январь

Индивид. карты

Журнал индивид.,

 

 

Конспекты занятий

 

 

Матер.

Беседа

 

 

 

 

 

 

Матер.

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимод. с центром псих. и мед.

 

 

 

 

 

5

Изучение состояния здоровья под воздействием образовательного процесса.

Диагностика

 

 

 

Консультирование

 

 

 

 

Просвещение

5.1.Изучение психолог., составляющих здоровья в условиях школы (1-11 кл.).

 

5.2Групповое и индивидуальное консультирование учителей, родителей по вопросам сохранения психологического здоровья учащихся.

 

5.3.Проведение общего собрания для родителей первоклассников по теме: "Сохранение психического и физического здоровья детей в период их обучения в школе".

Декабрь

 

 

 

В течение года

 

 

 

Сентябрь

Аналит. справка

 

 

Журнал консульт.

 

 

 

 

Выступление

 

6

Содействие формированию профессиональных навыков педагогического мастерства.

Диагностика

 

 

Консультирование

 

 

Просвещение

 

Психокоррекция

 

6.1.Изучение индивидуального стиля учителей.

 

6.2.Индивидуальное консультирование учителей по результатам психодиагностики

 

6.3.Проведение бесед по теме «Стиль педагога».

6.4.Проведение занятий с элементами тренинга по развитию профессиональных навыков

Март

 

 

В течение года

 

Январь

 

Апрель

Аналит. справка

 

Журнал консульт.

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическое сопровождение школьного ПМПк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика

 

 

Консультирование

 

 

 

Психокоррекция

 

Просвещение

 

 

 

7.1 Проведение инд.диагностики неуспевающего ученика

 

7.2.Индивидуальное консультирование учителей, родителей по результатам психодиагностики. Выработка рекомендаций.

 

7.3 Индивидуальные занятия с учащимися

 

7.4Выступление на пед.совете по данному вопросу.

 

 

 

 

8

 

Методическое обеспечение

 

Ведение исследовательской работы по теме "Технология корекционно-развивающего обучения"

7.1.Проведение диагностики по теме исследования.

7.2.Консультирование педагогов по результатам исследования.

7.4.Методическая работа:

1-я среда месяца – работа в творческих группах.

2-я среда месяца – работа в МО психологов.

3-я среда месяца – работа в  МО

психологов.

4-я среда месяца самообразование

 

 

 

                 

 

 

ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?

 Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

             Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

 

Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. В дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное - научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:

 1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу.

 2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

 3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.

 4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

 5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности.

             Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.

             В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

 

Бесплатный хостинг uCoz