|
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе – VIII видаосуществляется педагогом-психологом высшей квалификационной категории Воецкой Ларисой Михайловной и ставит своей целью: осуществление своевременной диагностики и выявление психо-физиологических отклонений, требующих коррекции;
Работа по оказанию психологической помощи всем участникам образовательного процесса осуществляется по следующим направлениям:
Диагностическая работа включает в себя:
По результатам диагностической работы в школе проводится коррекционно-развивающая работа:
Консультативная работа проводится по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся; психолог ориентирует учителей в возрастных и индивидуальных особенностях психологического развития ребенка, проводит индивидуальные консультации (по запросу).
Адаптация первоклассников к обучению в школе Первый год обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка. С поступлением его в школу меняется многое: - место ребенка в системе общественных отношений; - вместо игр начинаются ежедневные учебные занятия, требующие напряженной работы; - весь уклад жизни ребенка (режим дня, единые школьные правила и требования и т.д.); - нарастает статическая нагрузка (двигательная активность становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу), хотя потребность в движении остается высокой; - возрастает психоэмоциональная нагрузка первоклассника. Адаптация к обучению в школе – многоплановый процесс, проявляющийся в приспособлении ребенка к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. От благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к учению и окружающим людям. Основными составляющими данного процесса являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация. Физиологическая адаптация проходит несколько этапов: А) «Физиологическая буря» - первые 2-3 недели обучения, когда ребенок тратит значительную часть ресурсов своего организма. Б) Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия. В) Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением. Социально-психологическая адаптация – принятие коллектива одноклассников, учителей и их требований. Оценка уровня школьной адаптации основана на следующих показателях: 1. Показатель интеллектуального развития. 2. Показатель эмоционального развития. 3. Показатель сформированности коммуникативных навыков. 4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период. Исходя из особенностей развития у ребенка каждого из показателей, выделяют три уровня адаптации: 1. Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, внимательно слушает указания и выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение. 2. Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, воспринимает учебный материал, если учитель интересно и наглядно его излагает, усваивает основное из учебной программы, сосредоточен при выполнении интересного для него задания, выполняет поручения учителя при его контроле, дружит со многими одноклассниками. 3. Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, часто подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, материал усваивает фрагментарно, к урокам не проявляет интереса, подготовка нерегулярная, общественные поручения выполняет без желания и под контролем учителя, близких друзей не имеет. Фактически низкий уровень адаптации является показателем школьной дезадаптации, к которой может привести длительное психологическое напряжение, связанное с новизной учебной ситуации. Дезадаптация характеризуется следующими симптомами: раздражительность, недисциплинированность, невнимательность, быстрое утомление, безответственность, отставание в учебе, нежелание ходить в школу. При этом одни дети становятся шумными, крикливыми, капризными, другие – замкнутыми, скованными, незаметными, при замечании начинают плакать. Другими словами, нарушения адаптации могут выражаться в виде активного протеста (враждебность) и пассивного протеста (избегание), а также повышенной тревожности и неуверенности, что часто приводит к нарушению сна, аппетита, обострению хронических заболеваний. Однако именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к учению. Поэтому родителям необходимо проявить максимум бдительности и усилий для того, чтобы помочь своему первокласснику наиболее благополучно адаптироваться к школьному обучению.
Уважаемые родители!
Помните, что Вашему ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть к новым условиям, к новому образу жизни, к школьным правилам и требованиям. Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самым сложным адаптационным периодом в жизни любого первоклассника. Однако присмотритесь к своему ребенку: возможно, ему понадобится полугодие или даже целый учебный год. Все дети разные! Помогите ему пройти этот процесс наиболее безболезненно! 1. Познакомьтесь с учителями, с классом, с учебной ситуацией и школьными правилами, будьте ближе к школе вместе с Вашим первоклассником. 2. Разговаривайте с ребенком о школе, школьных законах и понятиях. 3. Постройте вместе режим дня первоклассника, поясняя и разъясняя ребенку его последовательность. 4. Замечайте все, даже малейшие, достижения Вашего ребенка, отмечайте их, тем самым, стимулируя его уверенность в себе, в своих силах и возможностях. 5. Оценивайте не ребенка, а его поступки и действия. 6. Не требуйте слишком много, особенно в первые месяцы обучения. 7. Поддерживайте самостоятельность ребенка при выполнении домашних заданий. Это не означает, что помогать ему вообще не нужно, однако сразу обозначьте для себя границы Вашей помощи и постепенно уменьшайте их. 8. Будьте внимательны к переменам настроения ребенка, старайтесь понять, с чем они связаны. 9. Беседуя о неудачах, замечайте, что они временны, поддерживайте активность ребенка в преодолении различных трудностей. Необходимо заметить, что дети, имеющие проблемы со здоровьем, быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка для них является слишком тяжелой. Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Помимо вышеперечисленных рекомендаций, им необходимо в большей степени снизить психологическую нагрузку следующими действиями: 10. Обеспечьте пребывание ребенка во второй половине дня в домашних условиях, а не в группе продленного дня, с включением в его режим дневного сна (или просто пассивного отдыха). 11. Находите время для ежедневных прогулок ребенка на свежем воздухе, а также побеспокойтесь о продолжительном ночном сне (не менее 10 - 11 часов). 12. Не скупитесь на положительные чувства по отношению к таким детям. Они наиболее чувствительны к любви, уважению, вниманию и поддержке взрослых, несмотря на школьные трудности. При адекватной и последовательной помощи своему ребенку уже в первые
месяцы его пребывания в школе Вы сможете наблюдать следующие признаки успешной адаптации: Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он с удовольствием ее посещает. Ребенок на хорошем или высоком уровне справляется с программой. Самостоятельное выполнение учебных заданий. Научиться учиться – важнейшая задача первого года обучения! Удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. Занять определенную нишу в школьном коллективе – не менее важная задача первого года обучения! Если Вы увидели эти признаки у своего ребенка, знайте: Вы вместе со своим первоклассником благополучно преодолели сложный адаптационный период к школьному обучению!
|
План работына 2012-2013 учебный год педагога-психолога
ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ? Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. В дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное - научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств: 1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу. 2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи. 3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения. 4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения. 5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности. Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности. В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
|