Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе – VIII вида
осуществляется педагогом-психологом высшей квалификационной категории Воецкой Ларисой Михайловной и ставит своей целью:
осуществление своевременной диагностики и выявление психо-физиологических отклонений, требующих коррекции;
- проведение коррекционных мероприятий;
- помощь педагогическому коллективу в организации работы с «трудными» детьми;
- психологическое консультирование педагогов.
Работа по оказанию психологической помощи всем участникам образовательного процесса осуществляется по следующим направлениям:
- диагностическая работа;
- коррекционно – развивающая работа;
- консультативная работа;
- профилактическая ( просветительская работа ).
Диагностическая работа включает в себя:
- Диагностика предпосылок готовности 1 класса к обучению в школе.
- Диагностика готовности школьников к переходу в среднее звено.
- Диагностика психологического развития учащихся.
- Изучение межличностных отношений учащихся , педагогов (по желанию)
- Отслеживание динамики адаптации к обучению у учащихся.
- Составление психолого-педагогических характеристик(1- 11 классов).
- Исследование уровня адаптации учащихся 1 класса.
- Диагностика уровня самоопределения старшеклассников.
- Экспертные опросы педагогов.
- Диагностику профессиональной направленности старшеклассников.
По результатам диагностической работы в школе проводится коррекционно-развивающая работа:
- Работа с ростом нестабильной эмоциональной сферы, с интенсивным переживанием новых глубоких чувств ( вновь прибывшие дети, первоклассники).
- Работа с учащимися по расширению сферы межличностных отношений и социальных контактов.
- Работа с необходимостью профессионального самоопределения старшеклассников.
- Работа (по запросу педагогов) по развитию психологических процессов: мышления, внимания, памяти.
- Коррекция поведения детей с девиантным поведением.
- Оказание помощи педагогам в налаживании контактов с учащимися школы.
Консультативная работа проводится по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся; психолог ориентирует учителей в возрастных и индивидуальных особенностях психологического развития ребенка, проводит индивидуальные консультации (по запросу).
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Первый год обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка. С поступлением его в школу меняется многое:
- место ребенка в системе общественных отношений;
- вместо игр начинаются ежедневные учебные занятия, требующие напряженной работы;
- весь уклад жизни ребенка (режим дня, единые школьные правила и требования и т.д.);
- нарастает статическая нагрузка (двигательная активность становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу), хотя потребность в движении остается высокой;
- возрастает психоэмоциональная нагрузка первоклассника.
Адаптация к обучению в школе – многоплановый процесс, проявляющийся в приспособлении ребенка к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. От благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к учению и окружающим людям.
Основными составляющими данного процесса являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.
Физиологическая адаптация проходит несколько этапов:
А) «Физиологическая буря» - первые 2-3 недели обучения, когда ребенок тратит значительную часть ресурсов своего организма.
Б) Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия.
В) Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением.
Социально-психологическая адаптация – принятие коллектива одноклассников, учителей и их требований.
Оценка уровня школьной адаптации основана на следующих показателях:
1. Показатель интеллектуального развития.
2. Показатель эмоционального развития.
3. Показатель сформированности коммуникативных навыков.
4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.
Исходя из особенностей развития у ребенка каждого из показателей, выделяют три уровня адаптации:
1. Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, внимательно слушает указания и выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, воспринимает учебный материал, если учитель интересно и наглядно его излагает, усваивает основное из учебной программы, сосредоточен при выполнении интересного для него задания, выполняет поручения учителя при его контроле, дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, часто подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, материал усваивает фрагментарно, к урокам не проявляет интереса, подготовка нерегулярная, общественные поручения выполняет без желания и под контролем учителя, близких друзей не имеет.
Фактически низкий уровень адаптации является показателем школьной дезадаптации, к которой может привести длительное психологическое напряжение, связанное с новизной учебной ситуации. Дезадаптация характеризуется следующими симптомами: раздражительность, недисциплинированность, невнимательность, быстрое утомление, безответственность, отставание в учебе, нежелание ходить в школу. При этом одни дети становятся шумными, крикливыми, капризными, другие – замкнутыми, скованными, незаметными, при замечании начинают плакать. Другими словами, нарушения адаптации могут выражаться в виде активного протеста (враждебность) и пассивного протеста (избегание), а также повышенной тревожности и неуверенности, что часто приводит к нарушению сна, аппетита, обострению хронических заболеваний.
Однако именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к учению. Поэтому родителям необходимо проявить максимум бдительности и усилий для того, чтобы помочь своему первокласснику наиболее благополучно адаптироваться к школьному обучению.
Уважаемые родители!
Помните, что Вашему ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть к новым условиям, к новому образу жизни, к школьным правилам и требованиям. Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самым сложным адаптационным периодом в жизни любого первоклассника. Однако присмотритесь к своему ребенку: возможно, ему понадобится полугодие или даже целый учебный год. Все дети разные! Помогите ему пройти этот процесс наиболее безболезненно!
1. Познакомьтесь с учителями, с классом, с учебной ситуацией и школьными правилами, будьте ближе к школе вместе с Вашим первоклассником.
2. Разговаривайте с ребенком о школе, школьных законах и понятиях.
3. Постройте вместе режим дня первоклассника, поясняя и разъясняя ребенку его последовательность.
4. Замечайте все, даже малейшие, достижения Вашего ребенка, отмечайте их, тем самым, стимулируя его уверенность в себе, в своих силах и возможностях.
5. Оценивайте не ребенка, а его поступки и действия.
6. Не требуйте слишком много, особенно в первые месяцы обучения.
7. Поддерживайте самостоятельность ребенка при выполнении домашних заданий. Это не означает, что помогать ему вообще не нужно, однако сразу обозначьте для себя границы Вашей помощи и постепенно уменьшайте их.
8. Будьте внимательны к переменам настроения ребенка, старайтесь понять, с чем они связаны.
9. Беседуя о неудачах, замечайте, что они временны, поддерживайте активность ребенка в преодолении различных трудностей.
Необходимо заметить, что дети, имеющие проблемы со здоровьем, быстрее
утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка для них является слишком тяжелой. Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Помимо вышеперечисленных рекомендаций, им необходимо в большей степени снизить психологическую нагрузку следующими действиями:
10. Обеспечьте пребывание ребенка во второй половине дня в домашних условиях, а не в группе продленного дня, с включением в его режим дневного сна (или просто пассивного отдыха).
11. Находите время для ежедневных прогулок ребенка на свежем воздухе, а также побеспокойтесь о продолжительном ночном сне (не менее 10 - 11 часов).
12. Не скупитесь на положительные чувства по отношению к таким детям. Они наиболее чувствительны к любви, уважению, вниманию и поддержке взрослых, несмотря на школьные трудности.
При адекватной и последовательной помощи своему ребенку уже в первые
месяцы его пребывания в школе Вы сможете наблюдать следующие признаки успешной адаптации:
Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он с удовольствием ее посещает.
Ребенок на хорошем или высоком уровне справляется с программой.
Самостоятельное выполнение учебных заданий. Научиться учиться – важнейшая задача первого года обучения!
Удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. Занять определенную нишу в школьном коллективе – не менее важная задача первого года обучения!
Если Вы увидели эти признаки у своего ребенка, знайте: Вы вместе со своим первоклассником благополучно преодолели сложный адаптационный период к школьному обучению!