Учебно-воспитательная работа школы

Цель учебно-воспитательной работы– воссоздание облика классического элитарного гуманитарного образования, культивирующего знание, культуру, свободу слова и мысли. Цель предполагает целостность воспитательной системы,  включающей в себя все сферы жизни учащегося, образ личности, способной производить свободный выбор деятельности, будь это учебная, художественная, трудовая, досуговая.

Реализация воспитательного влияния происходит как в кратковременном эпизоде воздействия на детей, так и на протяженном этапе организуемой совместной деятельности, и основывается на принципах:

  • Школа – для ребенка. Высшим показателем оценки работы школы считать самочувствие в ней человека, каждого ребенка и взрослого.
  • Главная ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя – личность ученика.
  • Обучение и воспитание – это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействии педагога, воспитателя и воспитанника.
  • Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Творчество учителя и воспитателя – важнейший признак педагогической культуры.
  • Воспитание эффективно, если оно системно.

 Воспитательная работа ведется по  основным направлениям:

 *Здоровье  * Нравственность *Общение *Гражданин  *Досуг  *Семья  *Воспитанность

Реализация программы основных направлений воспитательной работы школы осуществляется одновременно по всем семи  направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.
 
Таким образом, для воспитательной системы школы характерно:

  • Построение учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.
  • Гуманитарная направленность и гуманизация содержания образования за счет расширения художественно-эстетического компонента учебно воспитательного процесса.
  • Индивидуализация учебно-воспитательного процесса за счет расширенной сети кружков.
  • Развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи, учреждений дополнительного образования.

Воспитательная система школы успешно сочетает базовое школьное образование с дополнительным образованием, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей.
Основу образовательной системы школы составляет концепция личностно-ориентированной направленности учебно-воспитательного процесса. Эта тема пронизывает всю методическую работу школы. Личностно-ориентированный подход базируется на идеях гуманистической педагогики и психологии. Основными положениями концепции являются:

  •         Содействие развитию индивидуальности ребенка на основе выявления его индивидуальных особенностей.
  •         Реализация субъективного опыта учащихся, его анализ,  обогащение и развитие личности.
  •         Реализация педагогической поддержки ученика.

В образовательном процессе широко используются принципы личностно – ориентированного обучения:

  • Принцип самоактуализации, учитывающий, что в каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных,  художественных и др. способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению своих природных и социальных возможностей.
  • Принцип индивидуальности, требующий создания условий для формирования и развития личности учащегося.
  • Принцип субъектности, нацеливающий педагогический коллектив на помощь ребенку в становлении его как субъекта жизнедеятельности в классе, школе. Учебно-воспитательный процесс ориентирован на  взаимодействия учителя-воспитателя с учеником-воспитанником.
  • Принцип выбора, позволяющий школьнику жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе в целом.
  • Принцип творчества и успеха, предполагающий, что индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и группы в целом.
  • Принцип доверия и поддержки, подчеркивающий важность обогащения арсенала педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приходят на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

Одной из особенностей реализации личностно-ориентированной направленности учебно-воспитательного процесса является интеграция учебных предметов, как на уровне содержания, так и на уровне дидактических технологий. Систематическое проведение интегрированных уроков раскрывает перед учащимися широкие пути комплексного освоения знаний.
Интегрированные уроки, объединяющие различные дисциплины были выбраны школой как форма, позволяющая учащимся осознать, что учебный процесс – неразрывное целое, что  все учебные дисциплины взаимосвязаны.
 
Центральным звеном воспитательной системы школы является организация дополнительного образования школьников.
 
Педагогический коллектив школы считает, что дополнительное образование дает школьнику реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. В условиях специального (коррекционного) учреждения  получение школьником такой возможности означает не только включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.



Дополнительное образование расширяет воспитательное «поле» школы, так как включает личность в многогранную интеллектуальную, эмоциональную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Таким образом, воспитательный потенциал дополнительного образования определяется тем, в какой степени школьники могут решать свои возрастные и индивидуальные задачи и те проблемы, с которыми они сталкиваются в жизни.
Дополнительное образование создает ситуацию успеха, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Роль учащегося, чьи успехи сравнивают с высотой обязательной учебной планки, сменяется ролью творца, товарища по совместному делу, человека, которого не оценивают постоянно и которому всегда рады.
Дополнительное образование выполняет и еще одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы. Знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций микросоциума. Таким образом, можно сформулировать основные задачи, которые решает школа через систему дополнительного образования учащихся. Дополнительное образование:

  • создает широкий общекультурный и эмоциональный фон для позитивного восприятия основного образования и более успешного освоения его содержания,
  • формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения,
  • ориентирует школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, музыкальной, танцевальной, спортивной и др.) на развитие своих способностей в студиях дополнительного образования по более сложным программам.

Таким образом, воспитание через дополнительное образование школьников – это та сфера, которая является  органической частью единого образовательного пространства школы, тесно связана с основным образованием и внеурочной воспитательной работой. Дополнительное образование расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство. Оно способствует самоопределению школьников в личностной и профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.

 

Бесплатный хостинг uCoz